Размеры и типы паллетов



Уровень цивилизации во многом определяется развитием ее логистических возможностей. Ведь эффективное движение ресурсов и товаров — основа любой экономической системы. Оно требует выполнения множества разноплановых и взаимосвязанных задач: от строительства огромных судов-контейнеровозов длиной в полкилометра до внедрения инновационных электронных систем мониторинга и отслеживания грузов.

Среди подобных решений есть такое, на которое мало кто обращает внимание, но оно при этом помогло вывести логистическую отрасль на качественно новый уровень и до сих пор играет ключевую роль в современных грузоперевозках. Речь идет о паллетах, или поддонах. Они представляют собой простую и надежную тару стандартизированных размеров, без которой сегодня невозможно представить транспортировку и хранение грузов, оптовую и розничную торговлю. Благодаря им грузообработка осуществляется быстрее и дешевле, полезное пространство на складах используется максимально эффективно, а количество случаев повреждения и порчи продукции уменьшается в разы.

История паллет

Возникновение и развитие поддонов для размещения грузов неразрывно связано с эволюцией грузоподъемной техники. До сих пор продолжаются споры — что появилось раньше, паллета или вилочный погрузчик. Скорее всего, их можно считать ровесниками. Первый простейший подъемник был изобретен в США в 1887 году. Примерно тогда же стали активно применяться так называемые салазки. Они представляли собой несколько продольных балок, закрепленных на настиле. Именно они и стали первым прообразом знакомых нам паллет.

Следующим мощным толчком в развитии поддонов стало внедрение в 1906 году компанией Pennsylvania Railroad первой платформы с электроприводом для перевозки багажа на американских железнодорожных станциях. Но настоящая революция произошла в 1920 году, когда транспортировочную тележку оснастили двигателем внутреннего сгорания, подъемным механизмом и вилами. Так появилась классическая схема вилочного погрузчика, которая, по сути, используется и по сей день.

Возникновение новой техники неизбежно повлекло за собой и изменения в конструкции тары. Первые паллеты, близкие к современным, стали производить в 1925 году. Пионером в данном направлении выступила американская компания NWPCA. Она же разработала первую признанную в мире стандартизированную сетку размеров паллет. В 20-е годы ХХ века поддоны впервые стали применяться не только как внутрискладская тара, но и как транспортировочная. Торговые журналы той эпохи свидетельствуют о достаточно активном их использовании при железнодорожных перевозках по всей территории США.

Великая депрессия, обвалившая многие мировые экономики, на время затормозила как рынок грузоперевозок, так и применение поддонов. Интерес к паллетам возродился в годы Второй мировой войны. США столкнулись с необходимостью в быстрой отправке больших объемов военных и гуманитарных грузов за пределы североамериканского континента. Тандем вилочного погрузка и стандартного поддона стал ключевым фактором, позволившим решить данную задачу.

Логистические наработки времен войны пригодились и в мирное время. Уже в 1945 году был запатентован четырехсторонний поддон, к которому погрузчик мог подъезжать с любой стороны. В 1949 году появились одноразовые паллеты. В 1954 году была подготовлена инструкция по производству и контролю деревянных стеллажей. Многие эксперты считают ее первым документом, подробно описывающим технологию паллетированной обработки грузов.

В Европе к поддонам долгое время сохранялось скептическое отношение. Но постепенно и в Старом Свете оценили преимущества, которые дает механизированная грузообработка и применение стандартизированной тары. Результатом этого стало принятие в 60-е годы ХХ века единого стандарта паллет, согласованного всеми национальными железными дорогами Европы. Так появилась знаменитая европаллета, которая практически без изменений существует уже более 60 лет.

Виды паллет

Существует достаточно много разновидностей поддонов. Паллеты классифицируют по размеру, материалу, типу конструкции и ряду других характеристик. Рассмотрим подробнее основные из них.

Виды паллет по размеру и типу конструкции:

  • сертифицированная европаллета (EUR). Поддоны «евро» имеют размер 1200 х 800 мм и высоту 145 мм. Они обязательно должны иметь фирменную маркировку EUR в овале, которая выжигается на правых несущих ножках тары. На другие ножки также наносится маркировка с обозначением производителя (например, PKP или FS), серии и года выпуска. Европаллета имеет два настила: верхний и нижний. Верхний состоит из пяти досок — трех широких (по 145 мм) и двух узких (100 мм), чередующихся по порядку. Нижний настил выполнен из трех досок (двух узких и одной широкой) со снятыми фасками. Также фаски обязательно снимаются по углам поддона;
  • сертифицированная финская паллета (финпаллета, FIN). Ее размер равен 1000 х 1200 мм, а высота такая же, как и у европаллеты, — 145 мм. Поддон должен обязательно иметь маркировку FIN в прямоугольнике, выжженную на правых ножках. На центральных ножках тары размещается информация о производителе и дате выпуска. Верхний настил финской паллеты состоит из семи широких (120 мм) и узких (100 мм) досок. Она располагаются в таком порядке: широкая, две узких, снова широкая, две узких и крайняя широкая. Нижний настил включает три доски — две узкие и одну широкую (все со снятыми фасками). Углы поддона тоже должны иметь фаски;
  • паллета американского стандарта. Она имеет квадратную форму (1200 х 1200 мм) и высоту 145 мм. Верхний настил изготавливается из семи досок одинаковой ширины (100 мм), а нижний — из трех таких же;
  • грузовые неодноразовые поддоны. Такие паллеты могут иметь размер, аналогичный европаллете или финпаллете. Их конструкция также идентична сертифицированным поддонам. Серьезным отличием является отсутствие фирменной маркировки (EUR, FIN), что не позволяет применять их при международных перевозках. Такие модели успешно используются на внутреннем рынке многих стран.

Также существуют менее распространенные региональные стандарты паллет. Например, так называемые азиатские поддоны имеют размер 1100 х 1100 х 145 мм.

При организации перевозок очень важно правильно рассчитать вместимость транспортного средства в зависимости от типа используемых паллет. Наиболее востребованные схемы загрузки приведены в таблице:

Тип транспорта

Количество паллет при загрузке в один ярус

Европаллета (1200 х 800)

Финская паллета (1200 х 1000)

Газель (стандартная/удлиненная)

4/4

2/3

Грузовое авто (3 т)

6

6

Грузовое авто (5 т)

15–17

12–14

Грузовое авто (10 т)

18–20

14–16

Еврофура

33–34

26

Автосцепка

36

28

20-футовый контейнер

11

9–10

40-футовый контейнер

24–25

21–22

45-футовый контейнер

До 33

До 26

Сорта неодноразовых деревянных паллет:

  • первый сорт. Практически полностью соответствуют стандарту европаллеты, но могут немного отличаться размеры досок и брусков. Для соединения конструкции используются винтовые гвозди. Толщина досок находится в пределах 20–25 мм. На углах поддона сняты фаски. Древесина не имеет загрязнений и потемнений;
  • второй сорт. Здесь могут применяться как винтовые, так и строительные гвозди. Отсутствуют фаски на углах. Возможны небольшие загрязнения и потемнения древесины. Толщина досок — не менее 20 мм;
  • третий сорт. Толщина досок допускается несколько меньше (от 15 мм). Для их соединения используются строительные гвозди. Фаски на углах поддона отсутствуют. Допускаются загрязнения и потемнения древесины.

Классификация паллет по ГОСТ

Основным стандартом в России, который регламентирует размеры и другие характеристики паллет, является ГОСТ 33757-20161 «Поддоны плоские деревянные». Он классифицирует тару по количеству настилов, числу сторон под обработку вилами, габаритам и назначению. В соответствии с данным стандартом поддоны можно разделить на две основные группы:

  1. Для использования на всех видах транспорта как внутри страны, так и для внешнеторговых операций. Такие паллеты имеют размеры, аналогичные европаллетам (1200 х 800 мм) и финпаллетам (1200 х 1000 мм). Они могут быть однонастильными двузаходными (П2) и четырехзаходными (П4), двунастильными двузаходными (2П2), двузаходными с выступами (2ПВ2), четырехзаходными (2П4), четырехзаходными с окнами в нижнем настиле (2ПО4).
  2. Для использования на железнодорожном, водном транспорте, на открытом подвижном составе. В этой категории ГОСТ устанавливает два размера паллет: 1600 х 1200 мм и 1800 х 1200 мм. Поддоны бывают только двунастильными двузаходными с выступами (2ПВ2).

Согласно стандарту, вес паллет не должен превышать 40 кг для европаллеты и 45 для финпаллеты. При этом максимальная масса укладываемого груза составляет, соответственно, 1250 кг и 1350 кг.

Из каких материалов изготавливают паллеты:

  • из дерева. Самый распространенный вариант. Древесина сочетает в себе доступную цену, удобство обработки, прочность, небольшой собственный вес. Она проходит дополнительную обработку для защиты от гниения и поражения вредителями;
  • из пластика. Такие поддоны легче деревянных. Их проще мыть и дезинфицировать. Главные недостатки — сравнительно высокая стоимость и необходимость дорогостоящей утилизации;
  • из металла. Самые прочные и надежные паллеты. Они рассчитаны на перевозку тяжелых грузов и могут применяться при очень высоких температурах. Стоит такая тара существенно дороже деревянной и пластиковой.

Новые и б/у паллеты с бесплатной доставкой

Паллеты любых размеров вы можете приобрести в компании «Фабрика Паллет». Мы реализуем как новые, так и б/у поддоны, обеспечиваем бесплатную доставку в радиусе 20 км от нашего склада в Подмосковье. Отгружаем продукцию круглосуточно, без праздников и выходных.

1 Введён с 01.05.2017 года взамен ГОСТ 9078-84 и ГОСТ 9557-87

Оставьте заявку на сайте и получите бесплатную доставку!
Доставка осуществляется по Москве и Московской области*

Политика в отношении обработки персональных данных